Дорожные радости
Как любая новая Mazda, этот минивэн изобилует техническими новациями. В их числе – усовершенствованные подвеска и рулевое управление, системы безопасности, моторы… Однако именно последний пункт требует оговорки: новый 2-литровый 150-сильный двигатель, оснащенный системой i-stop (маздовская вариация “стоп-старт”), на российский рынок поставлять не будут. Дело в том, что он агрегатирован с механической 6-ступенчатой коробкой передач, а к нам “механику” решили завозить лишь в паре с уже знакомым 1,8-литровым агрегатом, в то время как более мощная версия (тоже известный по предыдущей версии минивэна 2-литровый двигатель мощностью 144 л.с.) будет продаваться с 5-диапазонным “автоматом”. Причем российский рынок станет первым в Европе, который получит автоматическую коробку передач. Но такой модификации еще нет. Впрочем, и с “механикой” нам предоставили на первый тест еще предсерийные машины, даже без новой навигации, которая будет охватывать и Россию.
Поэтому рассказывать подробно о моторе смысла нет, хотя он в целом понравился: нешумный, тяговитый, эластичный (автомобилей со вторым двигателем, модернизированным 1,8-литровым мощностью 115 л.с., нам не дали). Понравилась и 6-ступенчатая механическая трансмиссия: благодаря кропотливой работе инженеров по подбору передаточных чисел она работает четко, адекватно. К тому же Mazda 5 теперь оснащена электронным “суфлером”, который стрелкой на дисплее подсказывает, какую передачу лучше выбрать в тот или иной момент. По словам японцев, это помогает снизить расход топлива на 12%. В пользу двигателя и трансмиссии говорит и наш импровизированный тест, когда в машину забралось семь человек. Даже с такой загрузкой практически не изменилась ни динамика, ни алгоритм работы коробки передач, разве что управление стало чуть иным, но это понятно – задняя часть машины загрузилась основательно.
Что же касается езды в режиме “водитель плюс пассажир”, то, как я уже заметил, более чем 4,5-метровый 7-местный минивэн практически не отличается от легковых моделей. Он хорошо ускоряется (включая обгоны), четко и плавно входит в повороты, где почти не кренится (спасибо инженерам-подвесочникам), неплохо маневрирует в потоке, предсказуемо замедляется и тормозит. Кстати, удалось испытать еще одно новшество маздовцев – систему приоритетного торможения. Нажав в движении одновременно на педали “газа” и тормоза, мы убедились, что автомобиль резко встал, едва не заглохнув. Что ж, неплохое дополнение к и без того немалому пакету систем безопасности.
Думаю, Mazda 5 второго поколения способна стать более востребованной среди поклонников минивэнов, чем ее предыдущая версия. В Европе, где спрос на эту модель довольно высок (особенно в Германии, Австрии, Великобритании), старт продаж намечен на начало или середину осени. В Россию новинка (скорее всего, и в 5-, и в 7-местной версии) придет чуть позже – в ноябре – декабре, когда появится модификация с АКП. К тому времени в “Мазда Мотор РУС” определятся и с ценами.
Все ради безопасности
Статус семейного автомобиля предъявляет к минивэнам повышенные требования по пассивной и активной безопасности. С этой точки зрения Mazda 5 и в первом поколении была хороша: в крэш-тестах EuroNCAP она получила пять звезд. Тем не менее новая модель была улучшена и по этим параметрам. В частности, на 50% жестче стал кузов, элементы которого эффективно поглощают энергию удара. Двухслойный стальной кожух закрывает бензобак, в салоне шесть надувных подушек и шторок, а конструкция сидений и подголовников снижает риск получения травм спины и шеи. В случае аварии педаль тормоза отсоединяется, рулевая колонка смещается по горизонтали, также поглощая энергию удара. Вместе с тем новый компактвэн стал менее опасным и для пешеходов: при наезде форма передней части кузова минимизирует риск удара головой о капот и не дает ногам попасть под бампер.
СРАВНИТЕ САМИ |
|||
Мazda 5 |
|||
Макс. мощность, л.с. |
115 |
140 |
|
Макс. момент, Нм |
191 |
165 |
180 |
Макс. скорость, км/ч |
182 |
197 |
190 |
Время разгона 0–100 км/ч, с |
12,8 |
11,5 |
10,4 |
Экономичность, л/100 км |
7,2 |
7,8 |
6,9 |
Безопасность EuroNCAP |
***** |
***** |
***** |
Цена, руб. |
нет данных |
от 745 600 |
от 949 000 |
Мечты и кошмары
Первое, что мне пришло в голову при встрече с новой Mazda 5, было: “Да это же кошмар жестянщика! Двери со столь сложными выштамповками править невозможно”. И в продолжение мысли: “Зато как должны радоваться дилеры – подобные детали кузова нужно менять только целиком, в сборе, и тут можно “разводить” клиентов по полной”. Речь идет о самом ярком новшестве в экстерьере минивэна – граненых изгибах, идущих по всему боку кузова. Как говорят японцы, на подобное их вдохновили узоры, “нарисованные” ветром по поверхности воды. Так в свое время появился стиль Nagare (по-японски – “поток”), который был показан на ряде концепт-каров, и вот теперь он воплощен в серийной версии семейного автомобиля. Тут даже боковой “поворотник” спереди играет свою эстетическую роль: он призван напоминать брошенный в воду камешек, от которого идет рябь.
Однако красота красотой, а как насчет практичности? “Не беспокойтесь, все в порядке, – успокаивает шеф-дизайнер Mazda 5 (причем как первого поколения, так и второго) Кодзи Табата. – Проблема ремонтопригодности кузовных деталей была одной из важнейших, и мы ее решили”. Действительно, вопросы снимаются, как только вы проведете по граням на двери рукой. Оказывается, они лишь внешне очень глубокие, на деле же панель почти плоская. В подтверждение нам демонстрируют дверь, восстановленную от вмятины, но еще не окрашенную. Видно, что после ремонта она вновь играет на свету изгибами, как будто только что с завода.
Словом, маздовцы опять сделали то, что теперь многие начнут копировать, как это было уже не раз. Тем более что экстерьер и в самом деле получился не просто органичным, но и спортивным, в духе бренда. Это сразу заметно, если смотреть на машину спереди: броская передняя оптика, рельефный низ бампера с врезанными в него “противотуманками”, крупная пятиугольная решетка радиатора. Кстати, все это сделано не только ради эстетики, но и для пользы дела – тем самым улучшили аэродинамику и эффективность охлаждения мотора. Японцы показывают слайды, на которых видно, как воздух при движении гораздо более плавно обтекает новый кузов, особенно передние крылья, зеркала. А в результате меньше завихрений, соответственно, меньше расход топлива, тише в салоне (уверяют, что уровень шума снижен на 10%).
Эта стилистика продолжена и в боковых панелях кузова, и в его “корме”. Та самая сложная выштамповка визуально объединяет все части автомобиля, делая его стремительным (причем даже когда минивэн стоит, кажется, что он в движении). Завершают линию кардинально изменившиеся задние блоки фонарей – из вертикальных, как было в предыдущей версии, они превратились в узкие горизонтальные, к тому же “затекающие” на задние крылья. Кому-то это нравится, кому-то нет, но с одним не поспоришь: такой ход придал автомобилю стремительность. Той же цели служит и линия окон – как бы уходящая назад, со спрятанной в панорамном остеклении задней стойкой.
Первое поколение
Premacy 1999 года использовала Платформу CP от Mazda. Она выпускалась как с передним, так и с полным приводом, и была оборудована автоматической коробкой переключения передач. Так как Premacy имела 5 и 7 посадочных мест, она не была менее модульна, в отличие от своих конкурентов, таких как Opel Zafira и Honda Stream. Сиденья 2-го и 3-го ряда могли быть сложены или убраны, как на большинстве других минивэнов.
Это поколение Premacy также продавалось на некоторых азиатских рынках как Ford Ixion.
Безопасность
В сентябре 2005 года Mazda 5 получила максимальный рейтинг «5 звезд» по результатам рейтинга EuroNCAP за защиту взрослых пассажиров, «3 звезды» — за защиту детей, «2 звезды» — за защиту пешеходов. Mazda 5 имеет полностью стальной несущий кузов, жесткий на кручение и изгиб, с передней и задней зонами предварительно запрограммированной безопасности, прочным каркасом безопасности, защищающим салон, и усилительными элементами, встроенными в боковые двери; усиленную раму в форме тройной буквы «Н», обеспечивающую безопасность. Компания Mazda разработала современную систему перераспределения и поглощения удара (MAIDAS), при ударе автомобиля защищающую пассажирский салон. Дополнительная система пассивной безопасности (SRS) включает: электронный блок и датчики удара; преднатяжители и ограничители натяжения ремней безопасности; систему напоминания о непристегнутых ремнях безопасности; фронтальные и боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира; оконные подушки (шторки) безопасности, защищающие пассажиров на всех трех рядах сидений
В Mazda5 функциональность многоцелевого автомобиля (Multi Activity Vehicle) объединена с оригинальным дизайном и впечатляющей динамикой.
На выбор предлагаются два бензиновых двигателя, которые способны стремительно разогнать автомобиль, и которые весьма отзывчивы на нажатие педали акселератора и развивают внушительный крутящий момент в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала. В Mazda5 отличные ходовые качества сочетаются с просторным салоном, способным вместить до семи человек, и с системой сидений Karakuri, позволяющей без труда разместить в автомобиле багаж, лыжи, в общем, все, что вы хотите взять с собой.
Mazda5 обладает высоким уровнем безопасности и вместе с тем способна доставлять удовольствие от вождения. Уровень безопасности подтвержден максимальным рейтингом Euro NCAP “пять звезд” по защите взрослых пассажиров. Впервые для автомобилей такого класса вы получаете полный комплект систем пассивной безопасности, включающий шесть подушек безопасности, 3-точечные ремни безопасности для всех посадочных мест, крепления ISOFIX для установки детских кресел на сиденье второго ряда, а также стеклоподъемники с функцией защиты от защемления.
Семеро из ларца
Тему потоков воды японские дизайнеры продолжили внутри машины. Например, на сиденьях вы не увидите поперечных строчек – все швы идут от передней части салона к задней. Однако, на мой взгляд, это вторично. Куда важнее то, насколько комфортабелен автомобиль, удобно ли в нем находиться пассажирам, как чувствует себя водитель.
Прежде всего – эргономика. И тут в сравнении с предшественницей сделан шаг вперед. В частности, все визуальные приборы (циферблаты, информационный дисплей) теперь размещены почти по одной линии – вверху, а кнопки и тумблеры, наоборот, выстроены ниже, поближе к рукам, да к тому же сгруппированы по функциям (круиз-контроль, “музыка”, кондиционер). В результате легче стало считывать глазами информацию и удобнее включать/отключать функции на руле и центральной консоли. В целом же японцы получили то, что хотели: типичное для Mazda место водителя – спортивное по ощущениям, но с простым и понятным функционалом. В ходе теста я заметил, что при управлении автомобилем вы чувствуете себя не как за рулем 7-местного однообъемника, а как в кресле легкового хэтчбека.
- Поколение
- I
- Тест-драйвов
- 3
- Поколение
- III
- Тест-драйвов
- 11
JAC Refine (минивэн)
- Поколение
- I
- Тест-драйвов
Зато у пассажиров второго и третьего рядов ощущения иные. Их кресла специально приподняты, чтобы во время поездки был хороший обзор. Что же касается комфорта, то мы провели эксперимент: в минивэн уселись семеро здоровых мужиков и отправились в 15-километровый заезд. В принципе, если недалеко, то так ехать можно, но, как выразился один из коллег, “из Москвы в Анапу я бы не поехал”. Понятно, что он говорил о взрослой “команде” путешественников. Но ведь Mazda 5 – семейная машина, а значит, задние ряды рассчитаны в основном на детей (не случайно лица японских создателей этого автомобиля вытянулись в изумлении, когда из салона один за другим выбирались семеро русских).
Для семейных вояжей предусмотрены и варианты трансформации салона. Тут и откидные столики на спинках кресел, и различные лотки да потайные боксы (например, под креслами второго ряда), и подлокотники, и возможность превращения второго ряда из 3-местного в 2-местный, и регулировка тех же кресел по наклону (на 50°) и в продольной плоскости (на 27 см). При этом сиденья третьего и второго рядов можно сложить в пол, и тогда багажный отсек увеличится до 788 л или даже до 1493 л, что позволяет возить мебель.
Продуман и процесс посадки/высадки. В свое время Mazda 5 стала первой в сегменте моделью со сдвижными дверями, и клиенты это оценили. Например, чтобы покинуть салон, обычную навесную дверь нужно распахнуть как минимум на 30–40 см, но на тесной парковке это не всегда возможно. А вот дверь на полозьях отходит от кузова лишь на 16 см, причем маздовцы теперь предлагают ее как в ручном варианте, так и на электроприводе (в этом случае есть датчики препятствия, не позволяющие двери зажать, скажем, руку пассажира). К тому же дверные проемы здесь чуть ли не самые большие в классе (ширина – 68,6 см, высота – 108,3), а на “галерку” можно попасть двумя способами: либо сдвинув вперед кресла второго ряда, либо образовав проход между ними. Это позволяет сделать хитроумная, но простая в пользовании система трансформации сидений.
Второе поколение
Mazda5 CR
Новая модель 2006 года поступила в продажу летом 2005 года. В настоящее время это модель продается под именем Mazda 5 на всех рынках (за исключением Австралии) и позиционируется как улучшенная версия автомобиля Premacy. Классифицируемая компанией Mazda и управлением по охране окружающей среды (EPA) как среднеразмерный многоместный легковой автомобиль (wagon), она в основном воспринимается как мини-минивэн в Соединенных Штатах в связи с его размерами и сдвижными дверьми.
В Россию автомобиль поставляется в комплектациях Family, Touring, Touring Plus, Active.
В базовую комплектацию входят: электростеклоподъемники передних окон, наружные зеркала заднего вида с электрорегулировкой/обогревом, разъем для дополнительного аудиооборудования, система безопасности из 6 подушек, ABS с электронным регулятором тормозных сил EBD, центральный электрический замок с дистанционным управлением, секционное заднее сиденье (с соотношением секций 50/50), иммобилайзер, шторка багажного отделения.
Для комплектации Touring предлагаются дополнительно: 7 сидений, верхние багажные брусья, корпуса наружных зеркал, окрашенные в цвет кузова, столики «для пикника» (2-й ряд сидений), вещевой ящик Karakuri, сдвижные сиденья второго ряда, кондиционер воздуха с ручным управлением, электростеклоподъемники задних стекол (с функцией закрывания всех окон при одном нажатии на кнопку), валик поясничной поддержки (на водительском сиденье), система динамической стабилизации (DSC) и противобуксовочная система (TCS), CD-плеер с поддержкой MP3, дистанционное управление аудиосистемой.
Для комплектации Touring Plus предлагаются дополнительно: двигатель 2.0 MZR и 2.0 MZR Auto, климат-контроль.
Для комплектации Active предлагаются дополнительно: аэродинамический обвес SAP (радиаторная решетка с двумя поперечинами, передний и задний спортивный бамперы, нижние накладки кузова и верхний задний спойлер), тонированные боковые стекла и стекло задней двери, круиз-контроль, бортовой компьютер, система «Super Lock» (двойная блокировка открытия замков изнутри), 6-дисковый CD-чейнджер с функцией MP3 и 6 акустических колонок, ксеноновые фары с автоматическим корректором, передние противотуманные фары, датчик дождя, легкосплавные колеса 17″.
Также предлагаются аксессуары Mazda — комплект противотуманных фар, хромированный хвостовик выпускной трубы, накладки дверных порогов, отделка зеркала заднего вида, отделка рукоятки подъемной задней двери, верхний задний спойлер, наружная дверная рукоятка, лампа повторителя указателя поворота.
Передняя подвеска — независимая, со стойками «Мак-Ферсон» и спиральными пружинами. Задняя подвеска — независимая подвеска Е-типа, с наклонными амортизаторами и низко закрепленными пружинами (такая конструкция обеспечивает максимальное пространство для размещения третьего ряда сидений и/или объём багажного отделения).
Тормозная система включает: двухконтурную диагональную гидравлическую систему с усилителем; антиблокировочную тормозную систему (ABS) с электронным регулятором тормозных сил (EBD) и системой помощи при экстренном торможении (EBA); опционную систему динамической стабилизации (DSC); передние тормозные механизмы (для колес 15″ — вентилируемые тормозные диски диаметром 278 мм; для колес 16″ — вентилируемые тормозные диски диаметром 300 мм); задние тормозные механизмы (для колес 15″ — невентилируемые тормозные диски диаметром 280 мм; для колес 16″ — невентилируемые тормозные диски диаметром 302 мм).